Разбор полетов

К этому событию они готовились в Бразилии, Германии, Китае и Австрии

2209razbor_170.jpg

К этому событию они готовились в Бразилии, Германии, Китае и Австрии. Семеро южноуральцев отправятся на чемпионат рабочих профессий WorldSkills в ОАЭ. Челябинская область делает ставку на рабочие профессии. А хотят ли жители региона трудиться за станками? 

 

 

 

Г. ЛЕПИНА: Здравствуйте. Южноуральцы отправятся на чемпионат рабочих профессий Worldskills в Арабские Эмираты. Челябинская область делает ставку на рабочие профессии. Хотят ли жители региона получать их? Об этом говорим сегодня в программе «Разбор полетов» на «Эхе Москвы» в Челябинске. К нам присоединяются зрители 31 канала. Идет прямая трансляция во «ВКонтакте». В студии Галина Лепина. Представляю наших гостей. Заместитель министра образования и науки Челябинской области Елена Зайко. Здравствуйте, Елена Михайловна.

 

Е. ЗАЙКО: Добрый день.

 

Г. ЛЕПИНА: Исполняющий обязанности директора Магнитогорского политехнического колледжа Антон Лындин. Здравствуйте, Антон Анатольевич.

 

А. ЛЫНДИН: Добрый день.

 

Г. ЛЕПИНА: И член национальной сборной участников чемпионата Максим Аксенов.

 

М. АКСЕНОВ: Здравствуйте.

 

Г. ЛЕПИНА: Мы работаем в прямом эфире. Звоните 269-97-78. Также у нас сегодня запущено интерактивное голосование. Вопрос: считаете ли вы рабочие профессии престижными? Если да, звоните 750-37-01; если нет — 750-37-02. Этот звонок бесплатный. Итоги голосования мы подведем в конце программы.

Елена Михайловна, у нас не все знают, что такое движение Worldskills. Давайте справочно расскажем о том, что это и зачем нашей Челябинской области участвовать в этом движении, тем более что оно значимо, поскольку проводится все по поручению президента и поручению губернатора.

 

Е. ЗАЙКО: Совершенно верно, движение очень значимо, тем более что это международное движение, и оно создано достаточно давно, оно началось в 1947 году, в послевоенные годы, когда была нехватка рабочих рук, и речь шла о мобильности рабочей силы по Европе. И в Испании впервые был проведен такой чемпионат. Там действительно решали часть вопросов по оборудованию и компетенциям рабочих. Россия вступила в это движение в 2012 году, и отрадно, что наш регион именно в этом же году тоже вступил в это движение. На сегодняшний день оно охватывает все учебные заведения среднего профессионального образования региона. Это соревнование в рабочих профессиях на современном оборудовании. Для нас это не просто состязание (это тоже важно — посмотреть, на каком мы уровне), это в первую очередь включение в систему среднего профессионального образования неких регламентов. То есть определенных требований к знаниям, к компетенциям специалистов. Мы планируем, что тем самым поднимется уровень подготовки наших специалистов, и они будут более востребованы, более мобильны на рынке труда. Они владеют новыми технологиями и материалами. Вот так, если коротко.

 

Г. ЛЕПИНА: У нас с 15 по 18 октября в ОАЭ будет проходить 44-й чемпионат Worldskills. Мы знаем, что поедут туда семеро южноуральцев. Как проходил отбор, на основе чего? Какие-то были предварительные этапы, оценивалась как-то успеваемость этих студентов? Расскажите, как это все происходило, почему выбрали именно вас?

 

Е. ЗАЙКО: Очень коротко, не буду углубляться в детали. Это целая система. Участники должны пройти вначале внутри каждого учреждения отбор, затем обязательно региональный отборочный чемпионат, отраслевые чемпионаты, национальный чемпионат, всероссийский. И только потом есть возможность поучаствовать в национальной сборной. Это для нас огромная честь. Наш регион — один из немногих, представленных так массово, семь человек — это очень много. Это, по сути, третье место по России по количеству от субъекта. Это достаточно серьезный результат, говорящий о нашем качестве подготовки и нашем уровне. Поэтому те, кто принимает участие, - это наши звезды, это лучшие из лучших. Это огромная подготовка не только их, но и наставников, экспертов и самих учебных заведений, которые они представляют. За каждым человеком стоит огромная команда.

 

Г. ЛЕПИНА: На чемпионате наша область будет представлять несколько компетенций. Давайте расскажем, какие это будут компетенции.

 

А. ЛЫНДИН: По итогам 2017 года на территории Российской федерации сформировалась расширенная сборная по компетенциям Worldskills. И на протяжении летнего периода проходил отбор в основной состав тех ребят, которые будут представлять страну на мировом чемпионате в Объединенных Арабских Эмиратах. От Челябинской области у нас поедут представители таких профессий, как мехатроника, web-дизайн, визуальный мерчендайзинг (оформитель витрин, если проще сказать), специалист по разработке и 3D-моделированию в компьютерных играх, а также у нас идет администрирование отеля и работа сварщика, или сварочные технологии.

 

Г. ЛЕПИНА: Это как раз семь компетенций, каждую будет представлять один человек?

 

А. ЛЫНДИН: Шесть компетенций у нас получается, просто мехатроника — это командная компетенция, у нас два участника представляют данную компетенцию, и оценивается не только уровень профессионального развития и навыков, но еще и командная работа.

 

Г. ЛЕПИНА: Максим, Вы как раз являетесь представителем этой компетенции - «Мехатроника». Расскажите, во-первых, сначала, где Вы учитесь, где рассчитываете работать, определились ли уже? Как попали в движение Worldskills? И о самой мехатронике, о том, что это такое. Потому что не все знают, это относительно новое слово.

 

М. АКСЕНОВ: Я учусь в Политехническом колледже в Магнитогорске на пятом курсе. Попал я в мехатронику и вообще в движение Worldskills два года назад, когда в конце второго курса начался набор в кружок мехатроники. Мы прошли сначала внутри колледжа отбор, потом выиграли региональный отбор, межрегиональный, заняли второе место на национальном чемпионате в 2016 году. Мы попали в расширенную сборную и в этом году выиграли у тех ребят, которые заняли первое место, и попали в национальную команду, которая едет в Абу-Даби.

 

Г. ЛЕПИНА: Вот сейчас как раз, наверное, идет очень интенсивная подготовка к этой поездке. Расскажите, как конкретно Вы готовитесь? Каждый день что-то делаете? Какие-то мероприятия проводятся?

 

М. АКСЕНОВ: Вся наша подготовка разбита по циклам. Получается, что в месяц четыре цикла. И каждый день также по плану. Мы встаем, занимаемся физическими упражнениями, завтракаем, и там уже по плану занятия, как тренер скажет, так и будет.

 

Г. ЛЕПИНА: А физическая подготовка Вам зачем?

 

М. АКСЕНОВ: Ну, у нас на шесть часов задание, и чтобы не уставать, чтобы была выносливость, мы эту выносливость развиваем.

 

Г. ЛЕПИНА: Расскажите, Вы знаете заранее о том, какие будут задания?

 

М. АКСЕНОВ: Нет, полностью заданий мы не знаем. Как говорится, «черный ящик». Мы только знаем, какая будет первая станция в первый день, и все. Что будет дальше для нас полный секрет, и мы множество разных станций придумываем и делаем, чтобы быть хоть как-то готовыми к тому, что будет на чемпионате.

 

Г. ЛЕПИНА: А что за первое задание?

 

А. ЛЫНДИН: Давайте я немножечко поясню, поскольку я также являюсь тренером ребят, являюсь менеджером компетенций на территории Российской Федерации. Конкурсное задание рассчитано на четыре соревновательных дня. Общая продолжительность этих соревнований 18 часов. То есть каждый день выполняются отдельные блоки заданий, которые ребята должны непосредственно реализовать. Как и в большинстве компетенций, задания на мировых и национальных чемпионатах неизвестны, поскольку ребятам необходимо именно на соревновательном этапе проявить свои знания, навыки, которыми они обладают.

Первый конкурсный соревновательный день — это станция, о которой условно известно, из каких элементов она состоит. Алгоритм программы работы станций, конечно же, никому неизвестен. То есть мы видим просто мехатронную станцию, те исполнительные элементы, которые ребятам необходимо будет смонтировать, сконфигурировать. Программный код, по которому станция должна будет отработать, конечно, никто не знает. И задания идут следующим чередом: необходимо сначала осуществить монтаж различных мехатронных автоматизированных станций, осуществить техническое обслуживание этого оборудования, заменить компоненты системы, устранить неисправности, которые, возможно, будут. Из одной мехатронной станции на протяжении нескольких соревновательных дней вырастает целая производственная линия, состоящая из четырех-пяти мехатронных станций. Соответственно, команде необходимо осуществить монтаж этой большой производственной линии для обработки различных заготовок деталей; необходимо осуществить оптимизацию по различным параметрам. Это может быть временной параметр обработки деталей, может быть оптимизация по расходу воздушной массы, допустим, и так далее. То есть 18 часов, практически непрерывно в течение четырех дней ребята работают. Конечно, существуют циклы по три, по шесть часов, и для того, чтобы шесть часов ребята смогли отработать на ногах без перерыва, соответственно, и требуется большая физическая подготовка. Кроме того, ребята еще дополнительно занимаются с тренерами, с коучерами, которые занимаются непосредственно психологической подготовкой, мотивацией, командообразованием и так далее.

 

Г. ЛЕПИНА: У вас уже идут такие занятия?

 

М. АКСЕНОВ: Да.

 

Г. ЛЕПИНА: Мы понимаем, что участие в таких чемпионатах, в этом движении в целом дает области, системе нашего профобразования. А что конкретному человеку, участнику, призеру и тем более победителю соревнований может дать участие в движении в плане дальнейшего устройства на работу или поступления в вуз? Какие-то преференции предусмотрены?

 

А. ЛЫНДИН: На сегодняшний момент на территории Российской Федерации существует так называемый сквозной мониторинг. То есть участники подобных соревнований не только международного, но и российского уровней получают определенные рейтинговые баллы. И этот рейтинг ориентирован на всю Россию. То есть мы можем посмотреть по профессии, по компетенции, в каком регионе лучше всего идет подготовка. И, соответственно, работодатель будет ориентироваться на этот регион и брать из него кадры. Допустим, берем сварщиков. Это очень популярная профессия на сегодняшний момент на территории Российской Федерации, очень большое количество конкурсантов на российских этапах, поскольку практически все учебные заведения готовят по этой профессии. Соответственно, в Челябинской области на сегодняшний момент, можно сказать, готовят лучших сварщиков, поскольку именно представитель данной профессии едет на мировой чемпионат. Он прошел отбор на всей России. Что касается крупных соревновательных мероприятий, то понятно, что работодатель отслеживает выпускников, конкурсантов, которые проявляют себя, занимают медальный зачет. Это лучшие конкурсанты в стране и в мире.

 

Г. ЛЕПИНА: Тем более можно же будет написать себе в резюме эту информацию.

 

А. ЛЫНДИН: Да. Кроме того, сейчас на территории Российской Федерации появляется такое понятие, как демонстрационный экзамен. Он не только для системы среднего профобразования, сейчас он будет реализован и в системе высшего образования. Это когда выпускник учебного заведения должен не только теоретически продемонстрировать знания и навыки, которые он приобрел в учебном заведении, но и на практике реализуя, опять же, методику и стандарты Worldskills, в рамках конкурсных мероприятий демонстрирует свой результат. И по итогам этого демонстрационного экзамена у каждого участника, который его сдает, появляется так называемый Skills Passport. Это новая позиция на территории Российской Федерации, которая сейчас входит в нашу жизнь. И те предприятия, которые ассоциированы с Союзом молодых профессионалов Worldskills, имеют доступ к этим Skills Passport, они видят участников и их уровень подготовки.

 

Г. ЛЕПИНА: Елена Михайловна, если вернуться к общей ситуации на рынке профобразования, мы давно уже говорим, что у нас слишком много юристов и экономистов, это даже заезженная фраза. А насколько охотно абитуриенты сегодня идут в учебные заведения за получением рабочих профессий? И какие наиболее востребованы?

 

Е. ЗАЙКО: У нас тенденция последних лет — это как раз положительная динамика востребованности рабочих профессий. У нас идет конкурс в среднем профессиональном образовании. И мы также видим положительную динамику в качестве наших абитуриентов. Средний балл поступления в СПО — это четыре. Это очень высокий результат, особенно в этом году. И отмечаем именно потребность в техническом профиле, поскольку здесь появляются новые направления, то же движение Worldskills дает о себе знать. Еще идет переоснащение наших учебных заведений. Сегодня мы оснащаемся новым оборудованием с новыми технологиями. У нас идет взаимодействие с предприятиями. Мы видим, как учебные заведения взаимодействуют с предприятиями. Абитуриент на стадии выбора может убедиться, где он будет потом работать.

 

Г. ЛЕПИНА: А как они взаимодействуют? То есть когда студенты заканчивают учебное заведение, им уже предоставляется какой-то список предприятий, на которые можно пойти работать? Как это вообще все происходит?

 

Е. ЗАЙКО: Схема работает на точке входа в учебное заведение. Чтобы появилось бюджетное место, учебное заведение обязано заключить договор с предприятием на прохождение практики с возможным трудоустройством. Поэтому если у нас абитуриент поступает на бюджетное место, конечно, учебное заведение заинтересовано и предоставляет выбор в трудоустройстве. В среднем по области сейчас более 60% трудоустраиваются по специальности, это высокий процент. И поэтому сегодня интерес к СПО растет. Во-первых, повышается престиж, во-вторых, меняются стереотипы восприятия рабочего как такового. Предприятия современные, с нормальной социальной ориентацией. Поэтому наблюдаем такую тенденцию: во-первых, конкурс, во-вторых, качество.

 

Г. ЛЕПИНА: Давайте я зачитаю вопросы с сайта echochel.ru. «Здравствуйте, сколько стоит обучение в техникуме на слесаря, а сколько на токаря в год? Сколько лет учиться и где гарантия, что я точно найду работу?»

 

Е. ЗАЙКО: Мы говорим с вами о бюджете, эти специальности бесплатные. При поступлении достаточно написать заявление и предоставить пакет документов. То есть это без экзаменов, так что очень привлекательно. А дальше уже выбор предприятия, там уже можно самостоятельно выбрать. Но это очень востребованные специальности, я думаю, с трудоустройством проблем не будет.

 

Г. ЛЕПИНА: Дальше тоже с сайта. «Во всем виноват ажиотаж вокруг высшего образования (мы уже об этом говорили). Люди все хотят получить именно его. Может, стоит им объяснять, что сегодня нужно выбирать среднее профессиональное образование?» Это так называемая профориентация уже с этим связана, да?

 

Е. ЗАЙКО: Ну конечно. Но мы можем сказать, что вузы по-прежнему принимают людей, и это тоже нужное образование. Но и к среднему профессиональному есть интерес, и профориентация здесь тоже немаловажную сыграла роль. И в целом сегодня престиж рабочих профессий тоже, на наш взгляд, повышается, и уже образ рабочего немножко видоизменился с помощью тех же конкурсных движений - «Славим человека труда», Worldskills и так далее. Все равно мы видим результаты. Но без высшего тоже никуда.

 

Г. ЛЕПИНА: Престиж рабочих профессий. Вернемся к нашему интерактивному голосованию, которое запущено с утра. Я еще раз повторю вопрос. Итак, вы считаете рабочие профессии престижными? Мы его сегодня утром задали нашим слушателям и зрителям. Итог: «Да, считаю» - 40% и «Нет, не считаю» - 60%. Как мы можем прокомментировать такие результаты? То есть, получается, мы хотим, чтобы эти профессии становились более престижными, какие-то меры предпринимаем. А люди в большинстве-то так не считают до сих пор. Почему так получается?

 

Е. ЗАЙКО: В принципе, это отражение и той приемной кампании, которая осуществляется ежегодно. То есть примерно в таком соотношении и выражаются желания абитуриентов при поступлении. Примерно в таком же соотношении.

 

Г. ЛЕПИНА: То есть 60% идут в вузы?

 

Е. ЗАЙКО: Примерно так и есть. Это именно отражение существующей тенденции. Причем она отражается не только в нашем субъекте, это общероссийская тенденция. При этом если мы спросим работодателей, если бы они сейчас присутствовали с нами, то как раз все наоборот. Потребность в рабочих как раз именно 60%, а в людях с высшим образованием — чуть меньше.

 

Г. ЛЕПИНА: Да, я помню, к нам в эфир приходили в последнее время несколько представителей наших крупных промышленных предприятий, и они говорят, что у них катастрофическая ситуация с кадрами, особенно, как они говорят, не хватает токарей, и как-то не меняется ситуация к лучшему со временем. А мы же говорим о том, что мы меры постоянно принимаем. Они не работают, получается?

 

Е. ЗАЙКО: Меры есть. Заключается договор с предприятием. Здесь всегда большие идут у нас разговоры с работодателями, потому что иногда работодателям нужны такие компетенции, которые в принципе уже мало где применимы, из каких-то не очень модернизированных сфер. Тот же токарь, если мы сегодня говорим о нем, работает на станках с числовым программным управлением, и так далее. А есть лучшие практики, где и заключаются договоры. Из последнего, например, стартовал проект «Будущее белой металлургии». Над ним работают ЧТПЗ и промышленно-гуманитарный техникум. Предприятие полностью включено в процесс практики, обучения, и это практически стопроцентная гарантия трудоустройства. Причем, так сказать, с мультикомпетенциями: там до пяти компетенций планируется заложить в процессе обучения, и, соответственно, предприятие получает того, кого нужно в том объеме, в котором нужно. Такие же программы есть у других учреждений, в частности, сегодня здесь присутствует Магнитогорский политех, он сотрудничает с ММК; механико-технологический — с предприятием «Конар», и список достаточно большой. Озерск - «Маяк», и прочее. Это имеет свои плоды.

 

Г. ЛЕПИНА: Максим, а Вы уже определились, куда пойдете работать? Вы же на пятом курсе. Или пока нет? Куда конкретно, какое-то предприятие есть на примете?

 

М. АКСЕНОВ: Я учусь в Политехническом колледже и пойду на комбинат.

 

Г. ЛЕПИНА: Да, о чем мы и говорим — есть сотрудничество. Еще один, последний, вопрос с сайта. «Здравствуйте, мой сын в следующем году заканчивает школу. Думаем о выборе учебного заведения и профессии. Есть мысль пойти не в институт, а в училище. За какими профессиями будущее? Что сейчас лучше выбрать, что будет востребовано?» Вот если сказать не о том, что сегодня уже востребовано, а посмотреть подальше вперед?

 

А. ЛЫНДИН: В принципе, у нас существует такое понятие, как топ-50. Это 50 направлений подготовки, которые ориентированы на востребованность в ближайшие пять-десять лет. На сегодняшний момент у нас уже идет набор, реализованы образовательные стандарты по этим специальностям (мехатроника, в том числе, входит в этот топ-50). Поэтому абитуриенту стоит посоветовать посмотреть на себя, понять, кем он хочет быть в будущем прежде всего и ориентировать себя на те направления, IT, автоматизации, металлургии и так далее.

 

Г. ЛЕПИНА: Время нашей программы истекло. «Разбор полетов» мы сегодня провели с заместителем министра образования и науки Челябинской области Еленой Зайко, исполняющим обязанности директора Магнитогорского политехнического колледжа Антоном Лындиным и членом национальной сборной участников чемпионата Максимом Аксеновым. Спасибо вам за беседу. Максим, Вам успехов в Арабских Эмиратах, приезжайте с победой. Это был «Разбор полетов», всего доброго, до встречи.