Валерий Шагиев: «Основная проблема бизнеса Челябинска – дефицит оптимизма»

28.08.2017 12:02

Как вы добились успеха? Какими инструментами пользуетесь? Почему еще в бизнесе? Эти вопросы организаторы премии «Сделано в Челябинске» задают предпринимателям каждый день. Принять участие в мультимедийном проекте 31 канала и радио «Челябинское эхо» уже решили несколько десятков компаний. Прием заявок будет идти до 10 сентября. О репутации Челябинска, господдержке предприятий и личных бизнес-уроках рассказал новый ведущий премии, генеральный директор холдинга «Медиа-Центр» Валерий Шагиев.

  

   Автор фото: Евгений Токарев

 

- Валерий, почему Вы решили стать ведущим бизнес-премии «Сделано в Челябинске»?

 

В последнее время не мог отделаться от ощущения пустоты. Стало скучно. За минувшие пять лет мне довелось принимать участие в работе различных институтов гражданского общества, начиная с самой мощной и влиятельной структуры ОНФ и заканчивая комиссией по помилованию. Я видел огромное количество людей, которые знают «как лучше», они много спорят, требуют, предлагают, у этих людей есть такое же количество оппонентов, которые тоже точно знают «как лучше». И все они говорят, говорят, говорят… Я устал. Я хочу видеть и слышать людей, которые что-то делают. Я хочу дать им слово. Участие в этом проекте в качестве ведущего  –  способ прежде всего сместить свой собственный фокус. Бизнес –  это всегда развитие, движение вперед. Это то, чего сейчас не хватает в душной общественно-политической атмосфере.

 

- Какие главные вызовы стоят сегодня  перед бизнесом Челябинской области?

 

Есть объективные вещи – общее состояние экономики страны, давление мирового кризиса, санкций, но с этими вызовами мы жили всегда в той или иной мере. Основная проблема, на мой взгляд, - это дефицит оптимизма. За последние несколько лет Челябинск приобрел репутацию не очень комфортного города для проживания. Мы постоянно слышим разговоры об экологии, оттоке кадров, отчаянной борьбе за инвестиции. Я не хочу оценивать эти факторы, мне интересно, как в этих условиях бизнес живет и развивается, какие направления ищет или даже использует в качестве конкурентного преимущества.

 

  Автор фото: Наиль Фаттахов, Znak.com

 

 

- Но есть же меры господдержки бизнеса, и они реализуются…

 

Я не верю ни в какие меры государственной поддержки. Все успешные бизнесы не имели ничего общего с государством, а были связаны с личностями тех людей, которые ими занимались. Государство – хороший сборщик налогов, солдат, полицейский, палач.  Оно регулирует, контролирует и наказывает, все остальное  – область частной инициативы, и чем меньше там будет государства, тем лучше.

 

- Если пациент болен, как и чем лечить? 

 

Снимать ограничения, делать комфортной и доступной инфраструктуру, снижать административное давление. Звучит банально, но в этом случае поиски оригинальных рецептов приведут только к осложнениям.

 

- А бизнес может влиять на ситуацию?

 

Он может влиять только одним образом – создавать рабочие места, развиваясь, увеличивать налогооблагаемую базу, прибыль, наращивать мощности, вкладываться в другие проекты, снова развивать их, и так до бесконечности. Чем больше богатых и успешных людей будет вокруг,  тем лучше. Если у человека есть деньги, он их готов тратить, развивая пространство вокруг себя, делая его комфортным. Когда у людей нет денег, город становится мертвым, слепым, из него уходит энергия. Один из тревожных признаков – падение рекламного рынка. Что толку убеждать людей покупать вещи, машины, квартиры, если у них нет денег?  

 

- Какие уроки лично Вы вынесли из ведения бизнеса в Челябинске?

 

Сейчас стало слишком много государства. Оно везде. Оно собственник бизнеса, оно же регулятор, оно же и контролер. Повторюсь, государство – неэффективный собственник. И этот горький урок мы сейчас заново повторяем практически во всех сферах. Сегодня бизнес сильно зависит от того, насколько он лоялен к власти. Процветают те, кто близок к государственным компаниям, к бюджету, а это плохой признак, который не способствует развитию. И еще один вывод, который сделал для себя, – любой бизнес в России зависит от личности предпринимателя, его компетенций, харизмы. Нет такого человека – нет бизнеса. Команда, процессы, рынки, конъюнктура – все это работает, когда есть личность. Именно о таких личностях проект «Сделано в Челябинске».  

 

  Автор фото: Татьяна Тихонова

 

 

- В чем, по Вашему мнению,  состоит источник смысла и мотивации в бизнесе?

 

Бизнес – это всегда самореализация, драйв, который существует на протяжении всего процесса, начиная с замысла и заканчивая результатом. Это основная мотивация. Пока существует интерес, пока есть драйв, есть бизнес.

 

Беседовала Оксана Михайлева